Активные туры по России этим летом отыграли утраченные год назад позиции. Тогда сезону сильно помешали погодные условия – лето выдалось аномально холодным и дождливым.
Как рассказала RATA-news директор кировской компании «Летучий корабль» Ольга Лобастова, туристов прибавилось на 25% по сравнению с прошлым годом, однако уменьшилась продолжительность активных туров, реже запрашивали многодневные сплавы. «Раньше на недельные сплавы собиралось 4-5 групп за сезон, а в этот раз поставили только один такой маршрут. Последнее время востребованы короткие выезды – люди теперь занятые, выезжают только на уикенд. Как и год назад, отправляем на сплавы немало корпоративных клиентов», – уточнила она. Чаще запрашивали однодневные автобусные туры, когда группы выезжают в лес, к скалам, водопадам, посещают другие природные достопримечательности.
Увеличение на те же 25% отметил и директор пермской компании «Северный Урал» Дмитрий Кириллов. Впрочем, он не наблюдает связи с погодой, так как в его фирме спрос аналогичными темпами подрастает ежегодно. Скорее это можно объяснить повышением уровня безопасности активных туров: оператор стал выдавать группам спутниковые трекеры. Теперь невозможно потеряться в лесу, и если группа пошла не в ту сторону, тут же приходит смс-оповещение. «У людей возникает ощущение защищенности, в любой момент можно связаться со штабом или родными. С этого года снабжаем трекерами не только наших туристов, а все группы, идущие по Северному Уралу, – подчеркнул г-н Кириллов. – Также мы установили в ключевых частях маршрута, например, на перевале Дятлова, горные модули, в которых можно комфортно переждать непогоду». Эксперт рассказал, что сейчас в регионе солнце, а вот в начале августа повалил снег, «и тут наши модули спасли людей, которые отсиделись в них во время снегопада». Он считает, что эти меры значительно повышает интерес к активным турам – люди расслабляются, с охотой продолжают путешествие. Повысила комфортность и установка туалетов на протяжении всего пути, что уже высоко оценили туристы.
Тренд на повышение качества услуг на активных маршрутах отметил и генеральный директор компании RussiaDiscovery Вадим Мамонтов. По его словам, в этом году заметно вырос спрос на глэмпинговые лагеря. Глэмпинг – относительно новый вид туризма, совмещающий отдых на природе с удобствами цивилизации. Турист получает комфортное размещение и сервис выше уровнем, чем может дать обычный палаточный лагерь. «Таких предложений появляется все больше. Правда, многие компании недооценивают объем задач в связи с этим: недостаточно просто построить глэмпинг, но надо продумать маршрут, продвижение, обслуживание. Поэтому загрузка по многим из этих проектов для меня остается под вопросом», – говорит г-н Мамонтов. Но он не сомневается, что глэмпинг поможет развороту людей в сторону активного внутреннего туризма, и на следующий год ожидает значительного роста интереса к такому виду отдыха.
Дмитрий Кириллов отметил также увеличение стоимости туров к нынешнему сезону, но в случае его компании к этому приводит ежегодное подорожание топлива. «До 99% цены наших программ составляет доставка туристов к началу маршрута и обратно вертолетами. Если год назад тур стоил порядка 42 тысяч рублей, то сейчас уже 45 тысяч. В цену включено пропитание, страховка, посещение заповедников. Чтобы удержать расценки на этом уровне, нам приходиться дотировать путевки за счет небольшого увеличения стоимости однодневных вертолетных экскурсий на Маньпупунёр. Это помогает популяризировать активный туризм», – пояснил эксперт.
По мнению генерального директора ставропольской компании «Стрижамент» Николая Трюхана, прошедший сезон выдался хуже прошлогоднего из-за того, что люди все чаще сами ходят в горы, не задумываясь, кого берут в проводники: «Очень много развелось «помощников», предлагающих такие услуги, но не имеющих права водить людей в горы и не несущих за это ответственности. Конечно, сказывается и кризис, поэтому, чтобы как-то привлечь клиентов, мы оставили прошлогодние цены. Общее падение оцениваю в 30%».
В сегменте высокобюджетных туров, как заметил Вадим Мамонтов, виден подъем, рост составил 50% по отношению к показателям 2017 года. «У нас и прошлый год показал увеличение на 30%, а сейчас темп прироста еще повысился. Думаю, влияет в целом растущий интерес к внутреннему туризму и наши усилия по продвижению. Традиционно спрашивали плато Путорана, Камчатку, Карелию, Кольский полуостров. Недавно мы начали развивать пешие туры по горам Дагестана, Осетии, Ингушетии, этим летом они уже выходят на устойчивый спрос. Заметен интерес к Калмыкии, начинаем развивать направление», – сообщил г-н Мамонтов.