В рамках выставки «Отдых», которая открылась в Москве, прошла дискуссия о том, как сделать снова прибыльным и успешным «Золотое кольцо России». Старейший маршрут, по которому первые туристы проехали еще в 1971 году, переживает непростые времена. По словам специалистов, вкусы путешественников изменились, появились новые запросы, а продукт Золотого кольца остался прежним и сейчас явно отстает от времени. Падение объемов по городам «Золотого кольца России», особенно заметно проявившееся в 2017 году, продолжилось и в нынешнем.
По заказу Союза городов «Золотого кольца» компания «Локус консалтинг Групп» провела исследование, изучив 400 различных программ в рамках маршрута, и обозначила главные причины торможения. По словам директора компании Ирины Ивановой, до 95% туристов довольны маршрутом, а основные претензии касаются сервиса, общепита, инфраструктуры, цены. Выяснилось также, что длительность поездки постоянно сокращается, фактически туристы стараются увидеть несколько городов за день, максимум, два. Еще один неожиданный вывод – в туры по Золотому кольцу редко берут детей, поскольку им там особо заняться нечем. Это тем грустнее, что основная аудитория туристов направления стареет, а молодежь подтягивается слабо.
В самих городах «Золотого кольца» чувствуют нехватку единого координирующего центра, который занимался бы их развитием. «Есть ощущение, что этому мешает их разрозненность, разное представление о том, куда двигаться дальше. Нужна единая маркетинговая политика, единые стандарты обслуживания. Пока маршрут есть, но только в профессиональном понимании, а туристы «Золоте кольцо» как единый маршрут не воспринимают, они просто посещают отдельные его города», – заключила г-жа Иванова.
Напомним, маршрут «Золотое кольцо России», включающее Владимир, Суздаль, Иваново, Кострома, Ярославль, Ростов, Переславль-Залесский, Сергиев Посад (тогда Загорск), был создан в 1967 году. Это именно кольцевой маршрут, рассчитанный на несколько дней. Однако туристы уже давно едут, как правило, по одному из его сегментов или совершают радиальные выезды из какого-либо одного города.
Новая жизнь «Золотого кольца» началась в прошлом голу, когда Минкультуры РФ и Московская областная дума выступили с инициативой создания сертифицированного бренда «Золотое кольцо». Было решено разработать систему преобразование маршрута, определить ключевые критерии и процедуру, в соответствии с которой города будут получать этот «знак отличия». Еще до 50-летия бренда правительством РФ был дан старт программы «Золотое кольцо. Перезагрузка 2.0».
Сейчас стандартом «Золотого кольца» считаются древние города православной Руси, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры. По этим параметрам недавно в состав маршрута включили Углич. Участники прошедшей на «Отдыхе» дискуссии считают этот шаг вполне оправданным. А вот намеченное на 2019 включение Серпухова кажется им искусственным. Получается, что «Золотое кольцо» скоро станет простым синонимом древних городов Центральной России.
Представители туриндустрии против простого географического расширения состава «Золотого кольца» – это, по их словам, нарушает саму идею продукта, который объединяет не просто древние, а те города Северо-Восточной Руси, которые фактически стали истоком российской государственности. Тем не менее процесс, что называется, пошел, в Минкультуры разрабатываются базовые критерии для включения новых городов в старый проект. Для рассмотрения заявок при министерстве создан совет.
Год назад был создан Союз городов «Золотого кольца». Мэры Ярославля и Владимира, Иванова и Костромы, Переславля-Залесского и Ростова, Сергиева Посада и Суздаля подписали протокол о намерениях консолидировать свои усилия по продвижению национального достояния России. Ярославль официально стал столицей маршрута. Весь нынешний год вновь созданный союз, по словам его координатора Ольги Лилеевой, работал на объединение городов-участников, а сейчас приступает к выработке стратегии развития маршрута. Одновременно собирается база данных объектов размещения, показа, предприятий питания, программ, а также туроператоров, работающих на направлении. В планах и создание одного, «главного» информационного ресурса «Золотого кольца». Уже готов событийный календарь на 2019 год, в разработке семейный, а также гастрономический.
По словам г-жи Лилеевой, большое внимание планируется уделить взаимодействию с туроператорами, которые фактически выступают мощным маркетинговым инструментом маршрута. В планах 2019 года обязательно появятся воркшопы для турфирм и промотуры.
Турбизнесу особое отношение со стороны властей городов «Золотого кольца» точно не помешает. Как сказала директор по развитию компании «Магазин путешествий» Наталья Матвиенко, огромная работа туроператора по составлению программы, продвижению, сбору группы часто упирается в невозможность договориться с местными отелями, музеями и другими объектами о каких-либо минимальных привилегиях.
«В отличие от частных музеев, которые идут навстречу, с государственными бывает трудно договориться, например, принять группу в понедельник. Мы понимаем, что это их законный выходной, но что же делать, если понедельник попал в праздничные дни, мы не можем не использовать это в своих программах. Нередки отмены договоренностей в кафе, где предполагалось питание группы, и это очень мешает работать», – сказала она.
По словам г-жи Матвиенко, «Золотое кольцо» пользуется спросом, у него хорошие перспективы. Но есть ряд факторов, которые серьезно мешают развитию, в том числе качество дорог между городами и постоянные пробки на федеральной трассе. В итоге возвращение из Сергиева Посада, который всего в 60 км от Москвы, занимает столько времени, что туристы добираются до метро уже глубокой ночью.