Вице-премьер Ольга Голодец 16 мая подписала протокол заседания Координационного совета по развитию детского туризма в Российской Федерации, прошедшего 25 апреля. По итогам обсуждения проблем организации детского отдыха в документе зафиксировано поручение Минтрансу совместно с Минпромторгом и МВД РФ внести в правительство нормативный правовой акт, исключающий из правил перевозки групп детей запрет на использование автобусов старше 10 лет.
Как указано в протоколе, соответствующий правовой акт Минтранс должен подготовить совместно с Минпромторгом и МВД РФ и внести в правительство до 1 июня 2018 г.
Напомним, что злополучный возрастной ценз в очередной раз должен вступить в силу с 1 июля с.г. Норма о возрасте автобусов была введена в декабре 2013 г., когда постановлением правительство № 1177 были утверждены «Правила организованной перевозки группы детей автобусами». Она сразу вызвала резкую критику со стороны туристических и транспортных компаний: в России, особенно в регионах, автобусов, выпущенных менее 10 лет назад, очень мало, и запрет наносит серьезный урон детскому организованному туризму. Участники рынка также уверены, что нет никаких доказательств или статистических свидетельств того, что безопасность перевозок напрямую зависит именно от возраста транспорта, а не от его технического состояния.
«Более того, на запрос вице-премьера Ольги Голодец МВД России официально ответило, что за последние три года аварий с автобусами старше 10 лет конкретно по причине их поломки в пути не зафиксировано. Ни одной!, – сказал RATA-news член координационного совета по развитию детского туризма при правительстве РФ Сергей Минделевич. – Поэтому совершенно очевидно, что идет чистое лоббирование интересов автопрома под видом заботы о безопасности детей».
С момента введения возрастной нормы Российский союз туриндустрии последовательно добивался ее отмены. «На всех уровнях мы старались убедить власть, что турбизнес крайне заинтересован в безопасности перевозок, но это зависит не от года выпуска автобусов, а от правильного их использования, – говорит вице-президент и глава Регионального совета РСТ Ольга Санаева. – Мы против возрастного подхода и необоснованного запрета на транспорт в хорошем рабочем состоянии. Иначе надо запретить и «старые» самолеты».
По призыву РСТ 15 ноября 2017 года в нескольких городах прошел флеш-моб в защиту туристических автобусов старше 10 лет. Его главная задача – показать, что используемые турфирмами автобусы комфортабельны и безопасны, а запрет на них в сочетании со многими уже принятыми ограничениями убьет детский экскурсионный туризм, лишит детей возможности путешествовать по своей стране.
Из-за протестов турбизнеса правительство было вынуждено шесть раз откладывать введение возрастного ценза. Последний раз это произошло в конце прошлого года – запрет отложили на шесть месяцев, до 1 июля 2018 года. Через несколько месяцев был предложен компромиссный вариант: 17 апреля было опубликовано постановление правительства №456, устанавливающее сроки поэтапного вступления в силу запрета на использование автобусов старше 10 лет для организованных детских перевозок.
«Но это тоже полумера, – считает Ольга Санаева. – Никакая отсрочка не поможет обеспечить страну новыми автобусами, для этого необходимы совсем другие решения. Поэтому запрет надо отменять. А тем, кто его лоббирует, лучше было бы сосредоточиться на производстве качественных и доступных по цене отечественных машин, причем в достаточном количестве».
По мнению наших собеседников, Ольга Голодец оказалась единственным представителем власти, кто вник в ситуацию и реально оценил угрозу, нависшую над рынком детских автобусных перевозок. На апрельском заседании Координационного совета состоялся довольно жесткий разговор с представителями Минтранса, результатом которого стал «драгоценный» пункт в итоговом протоколе.
Конечно, это пока еще не решение правительства, но реальный шанс, что оно будет принято до 1 июля, когда запрет должен вступить в силу, говорит Сергей Минделевич. Он также отметил, что в правилах перевозки детских групп есть и другие пункты, требующие отмены или изменения: «Например, обязательное наличии сухих пайков при перевозке детей свыше 3 часов. А зачем, если в пути ребят днем кормят горячим обедом в столовой или кафе? Наглядный пример: мой младший сын едет заказным автобусом в летний лагерь на Валдай 8 часов, по дороге в Твери детей кормят горячим обедом. Но сухие пайки в автобусе все равно должны быть. Очередной абсурд, который только удорожает перевозку».
В протоколе есть поручения и по другим вопросам, важным для рынка детского туризма. В частности, Роспотребнадзору совместно с Минобрнауки и Минкультуры РФ предписано учесть предложения членов Координационного совета при доработке санитарно-эпидемиологических требований к организации детских палаточных лагерей. Подробнее мы расскажем об этом в одном из ближайших номеров RATA-news.