Музей оловянного солдатика открылся на базе Музея великого русского полководца Александра Суворова, расположенного в центре Санкт-Петербурга.
Новая экспозиция, созданная специалистами Музея Суворова и художниками-миниатюристами, насчитывает пять залов. В первом посетителей встречает большая витрина с диорамой, изображающей знаменитый переход армии Суворова через Альпы. Зритель сможет рассмотреть барабанщиков, марширующие колонны солдат, фигурки стрелков, засевших на скалах и прикрывавших движение основных войск, а также оловянное изображение самого генералиссимуса на коне, едущего впереди своих полков.
"В этой миниатюре мы изобразили четыре основных эпизода Швейцарского похода Суворова, собственно подъем на Сен-Готард, штурм Чертова моста, собирательный образ боев в Мутенской долине, потому что бои шли не один день, и, понятное дело, окончание похода - подъем на перевал Паникс, спуск с которого изображен на знаменитой картине, хранящейся в Русском музее ("Переход Суворова через Альпы" В. Суриков). Здесь изображен момент когда Александр Васильевич Суворов воодушевляет своих солдат на последний рывок", - рассказал журналистам замдиректора Музея Суворова, куратор проекта Александр Лукирский.
Как отметил автор диорамы художник Владимир Нуждин, работа над макетом перехода через Альпы в общей сложности заняла около двух лет. "Самое сложное в диораме - согласовать три масштаба - фигурок солдат, гор и фона, чтобы создать объем. Создавалось все поэтапно, делался рельеф швейцарских гор, отливались солдатики, расписывались в цвета полков, которые участвовали в походе Суворова. В диораме будет световое и звуковое шоу - допустим, бой за Чертов мост, остальная часть диорамы не подсвечивается, звучат звуки выстрелов, шум водопада, музыка полков, идущих в атаку. И так же на следующем эпизоде", - сказал Нуждин.
Специальный зал посвящен самому ремеслу миниатюриста - на подиуме установлен стол мастера, а видеопроекция позволят увидеть, как из кусочка олова получается фигурка солдата, как прорабатываются мелкие детали, как художник наносит краску, как упаковщики добавляют последние штрихи и готовят миниатюру к попаданию в руки коллекционера. Там же рассказывается история миниатюры от Древнего Египта до начала XXI века.
Отдельная экспозиция посвящена одной из самых известных историй об оловянном солдатике - сказке Ханса Кристиана Андерсена. С помощью мультимедийных технологий знаменитая история представляется в оживающих декорациях, фигурки персонажей сказки - солдатика, танцовщицы и злого тролля из табакерки озвучиваются артистами, двигаются и подсвечиваются.
Самый яркий зал нового музейного пространства посвящен последнему параду Русской императорской гвардии, состоявшемуся в 1914 году. Реконструкция парада, насчитывающая 2564 солдатика, была переда музею меценатом в конце 2017 года. Эти фигурки на протяжении трех десятилетий XX века отливал русский эмигрант Георгий Владимирович Иванов, мечтавший воссоздать конец эпохи царской гвардии, погибшей в огне Первой мировой и Гражданской войн. Специально для этой коллекции была создана витрина с двигающейся подложкой, благодаря которой зрители могут не только рассмотреть сами фигурки, но и посмотреть на то, как конные полки гвардии проходили мимо императора.
"В ноябре 2017 года мы представили коллекцию "Последний парад" в статике, и стало понятно, что в статике выглядит прекрасно, но в движении будет выглядеть гораздо лучше, а если наложить звук и свет, и все остальное, то станет еще лучше. Долго мучились, как сделать, чтобы фигурки не падали, но все эти вопросы были решены", - отметил Лукирский.
Основой коллекции солдатиков Музея Суворова стали собрания М. В. Люшковского и А. И. Любимова, переданные в дар собранию в 1966 году. С тех пор фонд музея постоянно пополняется и сейчас насчитывает более 60 тысяч фигурок.