Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал Концепцию ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2019–2025 годы)», текст распоряжения № 872‑р от 5 мая 2018 года и самой концепции был размещен в понедельник на сайте правительства РФ. Согласно документу, Ульяновская область входит в перспективный укрупненный инвестпроект культурно-познавательного туризма «Волжский путь». Это один из 15 крупных межрегиональных инвестиционных турпроектов в России, на которые, согласно концепции, будет обращено особое внимание правительства РФ и которым будет обеспечено федеральное софинансирование.
В мегапроект «Волжский путь» наряду с Ульяновской областью входят также Самарская, Нижегородская, Пензенская, Саратовская, Тверская, Астраханская, Ивановская, Костромская, Волгоградская, Ярославская области, Пермский край, Республики Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Марий Эл, Чувашская Республика. Проект ориентирован на речные круизы с культурно-познавательными программами регионов‑участников.
Правительство РФ, как отмечается в концепции, считает господдержку туризма необходимой, чтобы не потерять конкурентоспособность отечественных турпродуктов, однако делает акцент на необходимость активного привлечения региональных бюджетных средств и частных инвестиций. Концепция предполагает три варианта финансирования (исходя из прогнозов экономического развития РФ). При инерционном (стагнация) общий объем финансирования всей ФЦП составит 97,91 млрд руб., при оптимальном (прирост экономики РФ до 2,8% в год) — 387,64 млрд руб., при амбициозном (прирост — свыше 5,3%) — 676,93 млрд руб. При этом предполагается, что основная часть финансирования — частные инвестиции (внебюджетные источники, от 63% до 79%), софинансирование со стороны бюджетов регионов и муниципалитетов — на уровне 3-4% (в инерционном варианте — 6%). В оптимальном варианте федеральный центр готов обеспечить финансирование на уровне 18%.
Между тем в Ульяновской области именно на федеральное софинансирование возлагают очень большие надежды. Регион вошел в »Волжский путь» со своим проектом туристско-рекреационного кластера «Музей СССР», предполагающего развитие таких привлекательных для туристов зон, как Ленинский мемориал, квартал старой части города (музея-заповедника В. И. Ленина), парк Дружбы народов и рекреационные зоны. Однако, по словам руководителя Агентства по развитию туризма Ульяновской области Юлии Скоромоловой, «главное сейчас — это создание туристской инфраструктуры, необходимой для приема туристов в рамках речных круизов». В такую инфраструктуру предполагается включить развитие набережной Ульяновска — строительство гостиниц и ресторанов, канатной дороги на волжском склоне, нового речного порта в более удобном для туристов месте. На все это, по подсчетам агентства, предполагается заложить 1,5 млрд руб. федерального финансирования (о планах строительства нового причала и речного вокзала в Ульяновске „Ъ“ уже сообщал, на этот проект может потребоваться более 1 млрд руб., часть из этих средств планируется привлечь по федеральной программе развития транспорта, часть — по ФЦП развития туризма).
Сколько средств в реализацию проекта готов вложить региональный бюджет, пока неизвестно, «расчеты пока еще продолжаются».
С проектом «Музей СССР» непосредственно связано и развитие турпроекта «Красный маршрут», в первую очередь направленного на китайских туристов. Однако, как признает госпожа Скоромолова, это направление тормозится из-за того, что китайцев, старающихся за короткий отпускной период посмотреть как можно больше, не привлекает длительное путешествие поездом. Именно поэтому продолжается работа по организации прямого авиарейса из Ульяновска в один из городов Китая.
«Основа развития туризма — транспортная система, если не налажен комфортный и экономически выгодный трансфер, никакого развития массового туризма не получится. А пока транспортная система не способствует развитию туризма в Ульяновской области», подчеркнула руководитель агентства. По ее словам, при благоприятном развитии проекта, к 2023 году к ежегодным 490 тыс. туристов, посещающих Ульяновск, добавится еще один миллион человек.
Заместитель гендиректора круизной компании «Мостурфлот» (член Российской ассоциации туроператоров) Светлана Гончарова подтверждает, что на инфраструктуру приема круизных туристов необходимо обратить внимание в первую очередь: «Для них город начинается с речпорта. И если это старые и необорудованные причалы, у людей сразу же складывается плохое впечатление обо всем городе, и дальнейшие даже хорошие экскурсии могут уже этого не исправить». В то же время она замечает, что китайских туристов, которые очень экономят свое время, круизный познавательный отдых не привлекает, а для российских помимо темы СССР необходимы дополнительные программы экскурсий.