Механизм особых экономических зон в России по-прежнему неэффективен для экономики, говорится в сообщении Счетной палаты по итогам анализа работы ОЭЗ. За 12 лет существования они так и не принесли ожидаемых результатов.
Особая экономическая зона – территория с особым юридическим статусом, льготами по налогу на прибыль, земельному налогу, налогу на имущество и т.д. ОЭЗ формируются для развития отдельных отраслей экономики, курортов, портов и транспортной инфраструктуры.
Несмотря на усилия правительства, принимаемых мер для того, чтобы механизм ОЭЗ стал эффективным, недостаточно. На сегодняшний день все еще существует ряд проблем, связанных как с созданием, так и с работой ОЭЗ, говорится в сообщении Счетной палаты.
С учетом соотношения вложенных средств федерального бюджета с общим объемом привлеченных инвестиций до сих пор нельзя признать эффективными 10 из 25 действующих ОЭЗ. Большую часть в этом списке составляют зоны, посвященные развитию туризма. В их числе «Бирюзовая Катунь», «Байкальская гавань», ОЭЗ туристического кластера под управлением АО «Курорты Северного Кавказа» и др. Объем средств федерального бюджета, направленных на их финансирование – 55,1 млрд руб., объем привлеченных инвестиций – всего 7,6 млрд руб.
С 2006 по 2018 год общая сумма бюджетных средств, направленных на создание и развитие ОЭЗ, составила 201,2 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета 131,4 млрд рублей, из региональных – 69,8 млрд рублей.
Наибольшая доля инвестиций от резидентов была привлечена всего тремя зонами – «Алабуга» в Татарстане, в Липецкой области и в Санкт-Петербурге. На их долю пришлось почти 300 млрд рублей, или 67% привлеченных денег. Но эти зоны были созданы в изначально благополучных регионах с точки зрения инвестиционного климата, уточняется в отчете.
По мнению Счетной палаты, правила оценки эффективности функционирования ОЭЗ требуют доработки, так как исходя из используемых Минэкономразвития показателей невозможно оценить рост обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, доступность санаторно-курортной сферы, рост новых видов продукции и технологий за счет механизма ОЭЗ, пишет «Интерфакс».
Еще одна проблема ОЭЗ – это неполное исполнение субъектами федерации обязательств по финансированию строительства инфраструктуры. На 1 января текущего года не выполнено порядка 7% обязательств региональных бюджетов.
Forbes напоминает, что Счетная палата не в первый раз обращает внимание на эффективность работы особых зон. В 2017 году ведомство критиковало ОЭЗ за то, что в них так и не было создано необходимого количества рабочих мест. Вторая претензия заключалась в низкой налоговой отдаче, а третья – в отсутствии четкой стратегии развития особых зон и территорий опережающего развития (ТОР). Вызывала вопросы и система финансирования строительства инфраструктуры в ОЭЗ.
Годом ранее вопросы к деятельности ОЭЗ возникли у Генпрокуратуры. Ведомство заострило внимание на том, что получаемые из бюджета средства длительное время не используются, а просто лежат на депозитах. Также Генпрокуратура отметила высокие премии сотрудников управляющих компаний особых зон, которые не привязаны к KPI, и отсутствие единой стратегии развития объектов и инфраструктуры.
В июне 2016 года президент РФ наложил мораторий на создание новых ОЭЗ в РФ из-за вопросов по эффективности расходования бюджетных средств на их создание. В феврале 2018 года в ходе Госсовета в Ростове-на-Дону по вопросам развития промышленного потенциала в регионах губернатор Новгородской области Андрей Никитин обратился к Владимиру Путину с просьбой этот мораторий отменить, аргументируя это тем, что Минэкономразвития провело соответствующую работу по повышению эффективности работы ОЭЗ, а регионы, которые хотят создавать ОЭЗ для развития промышленности, не могут этого сделать из-за моратория.
Президент тогда согласился с идеей о возможном снятии моратория и поручил главе Минэкономразвития Максиму Орешкину подготовить соответствующий доклад, который министерство внесло в администрацию президента в мае 2018 года.