Почему в самолетах иллюминаторы овальной формы?

23.05.2018 17:26 1

Почему в самолетах иллюминаторы овальной формы?

Отвечает Наталия Русских,

ассистент кафедры «Проектирование и прочность

авиационно-ракетных и космических изделий» МАИ

Любые углы, а в особенности прямые и острые, а также сварные швы, отверстия и все прочие необходимые особенности конструкции, нарушающие непрерывность материала, выполняют роль концентраторов напряжений. То есть становятся тем слабым местом конструкции, в котором в первую очередь начнут образовываться трещины.

Именно из углов прямоугольного иллюминатора начнут расходиться трещины

При циклическом нагружении (а каждый полет самолета как раз и является таким циклом) именно эти концентраторы напряжений являются основными факторами, снижающими прочность всей конструкции. Из углов прямоугольного иллюминатора начнут расходиться трещины. И это может привести к потере самолета.

Почему в самолетах иллюминаторы овальной формы?

На заре пассажирского реактивного самолетостроения британская компания De Havilland создала лайнер под названием «Комета», совершенно уникальный для 1950-х годов по своим скоростным и техническим характеристикам. Но уже в 1954 году две «Кометы» развалились прямо в воздухе, унеся жизни 56 человек.

Почему в самолетах иллюминаторы овальной формы?

В связи с трагедиями начались дополнительные испытания выпущенных самолетов, которые показали, что при циклическом давлении на кабину фюзеляж в конце концов лопается, а трещины образуются именно в прямых углах иллюминаторов.

Уже разработана концепция самолета, у которого не будет ни одного иллюминатора, а вместо них на внешней стороне фюзеляжа будут установлены камеры, транслирующие изображение за бортом на панорамные дисплеи внутри

С тех пор авиаконструкторы отказались от попыток создать самолет с квадратными иллюминаторами. Сегодня их форма варьируется от круглой до овальной. Также появляются проекты пассажирских самолетов вовсе без иллюминаторов.

Например, французская компания Technicon Design разработала концепцию самолета, у которого не будет ни одного иллюминатора, а вместо них на внешней стороне фюзеляжа будут установлены камеры, транслирующие изображение за бортом на панорамные дисплеи внутри.

Возможно, подобные технологии со временем действительно будут внедрены в пассажирское самолетостроение, ну а пока у нас есть возможность любоваться видами Земли сквозь овальные иллюминаторы.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

«Жемчужная река» решила проблемы с фингарантиями Глава «Натали Турс» отрицает возобновление деятельности на базе другой компании Организаторы Ганзейской недели в Великом Новгороде ожидают около 1,5 тыс. участников 44% путешественников испытывают трудности во время путешествий «Аврора-БГ» ведёт переговоры по вывозу своих туристов

Последние новости