Странам Центральной Азии необходимо тесно сотрудничать для продвижения "Великого Шелкового пути" (ВШП) как туристического направления, говорится в отчете Boston Consulting Group (BCG) "Инвестиции в Центральную Азию".
Региональное сотрудничество для продвижения туристического сектора оказало бы ему значительную поддержку, полагают авторы отчета. "Внедрение единой визы для Центральной Азии стало бы следующим шагом по увеличению туристического потока. По данным опроса TripAdvisor, 47% путешественников согласились бы посетить этот регион, при условии получения единой туристической визы для путешествия по "Великому Шелковому пути" Центральной Азии, подобную визе для Шенгенской зоны. Недавно усилия по выработке такого процесса для Центральной Азии были инициированы Министерством культуры и спорта Казахстана в партнерстве с компанией "Казах туризм", — говорится в документе.
Согласно данным отчета, многие туристы уже рассматривают возможность посещения региона и планируют побывать в нескольких странах за одну поездку. Однако требуются общие усилия для развития транспортного сообщения, оптимизации условий получения визы и продвижения направления. "По мнению Всемирной туристской организации ООН, "продвижение нескольких стран как одного направления может быть эффективной и прибыльной стратегией для привлечения туристов, которые в ином случае не рассматривали бы возможность посещения этого направления". Это особенно верно для туристов на далеких от региона рынках, которые стремятся извлечь максимум из дальней поездки, посетив сразу несколько стран и расширив свой туристический опыт", — отмечается в отчете.
По мнению аналитиков BCG, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан способны стать привлекательным туристическим направлением, если будут продвигать туристическое "макронаправление" Великого Шелкового пути.
Вместе с тем, Центральной Азии пока нет на карте западных туристов. "TripAdvisor провел опрос путешественников о регионе Великого шелкового пути, получив 15 тыс. 711 ответов. Несмотря на значительное историческое наследие, ни одна из республик Центральной Азии не попала в топ-10 стран, ассоциирующихся у туристов с Великим шелковым путем", — указывают авторы отчета.
Меры по продвижению направления "Великого Шелкового пути" должны стать приоритетом для туристической отрасли Центральной Азии, отмечают в BCG. "Для развития туристической и транспортной инфраструктуры региона необходимы государственные и частные инвестиции. Некоторые проекты по улучшению региональной инфраструктуры уже реализуются, однако предстоит еще многое сделать. Стандарты сектора, в особенности в области клиентского обслуживания, остаются низкими и нестабильными, сервисные ресурсы — недостаточно развитыми. Туристическая инфраструктура медленно улучшается, но для ее восстановления после двадцати лет распада необходимы значительные капиталовложения", — говорится в отчете.
"Усилия по продвижению отрасли, особенно на внешних рынках, становятся более эффективными, однако не разработана единая маркетинговая и информационная кампания. Поскольку средний уровень развития туристической отрасли ниже международных стандартов, инвестиционные возможности открываются на всех этапах цепочки создания стоимости, включая, например, разные сегменты гостиничного бизнеса (от хостелов до гостиниц премиум-класса), ресторанный бизнес, туроператорский бизнес, информационные центры и т.д. Необходимы значительные инвестиции в транспортную инфраструктуру для улучшения транспортного сообщения в пределах региона и с другими странами. Правительства должны продолжить работу над двусторонними соглашениями об авиаперевозках и строительстве дорог для соединения туристических зон", — отмечается в отчете компании.
Из-за неэффективного сотрудничества значительный туристический потенциал Центральной Азии остается в целом нереализованным. "Правительства, участвующие в совместном туристическом продвижении региона, должны унифицировать визовую политику для третьих стран, рассмотреть возможность выдачи виз сразу нескольких государств, упростить процесс выдачи виз и улучшить обслуживание в пограничных пунктах", — считают аналитики BCG.
По данным, которые приводят авторы отчета, только малая доля ВВП региона приходится на туризм: от 1% до 3% в зависимости от страны. Ее доля в общем объеме ПИИ — ниже 1%.
Прямой вклад отрасли туризма и путешествий в ВВП Казахстана в 2017 году составил $2,796 млрд; Узбекистана — $700, Киргизии — $100, Таджикистана — $200.
АО "НК "Kazakh Tourism" было создано постановлением правительства Казахстана в июле 2017 года. Основными задачами компании являются продвижение туристического потенциала страны за рубежом, а также привлечение инвестиций в туристскую отрасль Казахстана.