Рост оптовых цен на бензин и дизельное топливо вызывает большую озабоченность, в том числе потому, что может нанести серьезный удар по развитию внутреннего и въездного туризма в РФ. Об этом вчера заявил РИА «Новости» во председатель экспертного совета по туризму при комитете по социальной политике Совета Федерации, сенатор Игорь Фомин.
Российский топливный союз (РТС) в открытом письме к премьер-министру Дмитрию Медведеву обратился с просьбой принять необходимые меры по обеспечению справедливых цен на оптовом и розничном рынках моторного топлива. Поводом к написанию послужил беспрецедентный, как считает союз, рост оптовых цен на автомобильные бензины и дизельное топливо. В обращении к российскому премьеру РТС также негативно отозвался о реакции ответственных регуляторов на ситуацию и предупредил о возможных последствиях.
«Резкий скачок цен на топливо, безусловно, негативно сказывается на состоянии такой туристической сферы как речные круизы. Речники продают туры заранее и закладывают в стоимость продукта подорожание топлива в показателях, близких к инфляционным, и для них увеличение на 30-40% просто невозможно», – сказал Игорь Фомин.
Собеседник агентства напомнил, что круизный туризм по рекам России пользуется спросом не только среди россиян, но и у зарубежных гостей. «Негативное изменение ценовой топливной политики нанесет серьезный удар не только по внутреннему, но и по въездному туризму. А есть еще и автобусные туры по стране, которые опять стали восстанавливать свою популярность и занимать заметную позицию на российском рынке», – пояснил он.
«Ситуация вызывает серьезную озабоченность, так как стоимость топлива – это важнейший макроэкономический показатель, влияющий, в том числе, и на туристическую отрасль. Внешняя конъюнктура будет продолжать давление на внутренние цены топлива. При этом хотелось бы, чтобы этот процесс носил плановый и предсказуемый характер», – сказал сенатор, отметив, что правительство РФ занимается вопросом роста цен на топливо в стране.
Как сообщала вчера RATA-news, операторы речных круизов считают ситуацию с топливом критической. Они уже обращались по этому поводу в Госдуму, Минтранс, Российскую палату судоходства, но ответов пока не получили.
Между тем, как сообщили «Ведомости», акцизы на топливо могут быть снижены уже с 1 июля. Об этом изданию рассказали два федеральных чиновника и подтвердил замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. Такое решение было принято на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака («Ведомости» ознакомились с копией его протокола, подлинность подтвердил чиновник). Акцизы на бензин могут быть снижены на 3000 руб./т и 2000 руб./т – на дизельное топливо, следует из документа. На совещании у премьера Дмитрия Медведева во вторник решение было поддержано, говорит один из чиновников.
Подтолкнул чиновников на такое решение сильный рост цен на топливо. С начала года индекс биржи, рассчитывающий цены в европейской части России на бензин Аи-92 вырос на 25%, Аи-95 – 26%, дизельного топлива – 18%. На заправках бензин с начала года подорожал на 3,4%, дизельное топливо – 4,2%, следует из данных Росстата. Связано это с ростом цен на нефть и решением прошлого правительства незапланированно поднять акцизы на топливо в два этапа – по 50 коп. за 1 л с 1 января и с 1 июля, существенно выше, чем предполагалось раньше.
По данным ФАС, доля налога в конечной цене каждого проданного литра моторного топлива – около 65%. Именно существенная налоговая нагрузка привела к сильному росту цен на топливо, пояснил г-н Голомолзин. Снижение акцизов стабилизирует ситуацию на рынке, надеется он. Из-за повышения акцизов в период низких цена нефть оптовая цена оказалась выше розничной, объясняет федеральный чиновник. С ним согласен директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов: «Снижение акцизов – единственное решение, которое позволяет уменьшить сложившуюся напряженность рыночными методами».
Впрочем, президент холдинга «Инфофлот» Александр Сахарова в беседе с корреспондентом RATA-news напомнил, что акциз на судовое топливо сейчас около 8,6 тыс. рублей цена выросла с 30 до 50 тыс. рублей. «То есть рост далеко не только в акцизе – который судоходным компаниям обещают вернуть. Скорее, под видом введения акциза стоимость судового топлива поднимают на 35-40%», – считает г-н Сахаров.